» » Сенсорное указательное устройство ввода применяемое в ноутбуках виды и назначение

Сенсорное указательное устройство ввода применяемое в ноутбуках виды и назначение

Тачпад - это... Что такое Тачпад?

Тачпа́д (англ. touchpad — сенсорная площадка), се́нсорная пане́ль — указательное устройство ввода, применяемое чаще всего в ноутбуках.

Как и другие указательные устройства, тачпад обычно используется для управления «указателем» путем перемещения пальца по поверхности устройства. Тачпады имеют различные размеры, но обычно их площадь не превышает 50 см². Форма исполнения - чаще всего прямоугольник, но существуют модели и в виде круга[1].


Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:
Группы клавиш    

     

      В центре расположены алфавитно-цифровые клавиши, очень похожие на клавиши обычной пишущей машинки. На них нанесены цифры, специальные символы («!», «:», «*» и т.д.), буквы русского алфавита, латинские буквы. С помощью этих клавиш вы будете набирать всевозможные тексты, арифметические выражения, записывать свои программы. В нижней части клавиатуры находится большая клавиша без символов на ней – «Пробел». «Пробел» используется для отделения слов и выражений друг от друга.
Русские клавиатуры двуязычные, поэтому на их клавишах нарисованы символы как русского, так и английского алфавитов. В режиме русского языка набираются тексты на русском языке, английского — на английском.

Алфавитно-цифровые клавиши (клавиши пишущей машинки занимают центральную часть клаиатуры. На левой стороне клавиш нарисованы символы, которые набираются в режиме английского языка. На правой — символы режима русского языка.
— основная часть клавиатуры с алфавитно-цифровыми клавишами, на которых нарисованы символы, вместе со всеми тесно прилегающими управляющими клавишами.Алфавитно-цифровая клавиатура     

F1 – F12, размещенные в верхней части клавиатуры, запрограммированы на выполнение определенных действий (функций). Так, очень часто клавиша F1 служит для вызова справки.Функциональные клавиши     

Устройство сенсорной панели и ее предшественники

Ручные сканеры. В ручных сканерах пользователь сам ведет сканер по поверхности изображения или текста.Принцип действия ручных сканеров соответствуетпланшетным сканерам. Разница заключается в том, что протягивание линейки ПЗС выполняется вручную. Равномерность и точность сканирования при этом неудовлетворительная. Разрешающая способность составляет 150-300 dpi.

Барабанные сканеры. Исходный материал закрепляется на цилиндрической поверхности барабана, вращающегося с высокой скоростью. Устройство такого типа обеспечивает наивысшее разрешение (2400-5000 dpi) благодаря применению не ПЗС, а фотоэлектронных умножителей. Используется для сканирования исходных изображений высокого качества, но имеющих недостаточные линейные размеры (фотонегативов, слайдов
и т. п.).

Сканеры форм. Используется для сканирования стандартных форм, заполненных от руки (при переписи населения, обработки выборов и т.п.). Не требуется высокого качества сканирования, основным потребительским параметром является быстродействие.

Штрих-сканеры. Эта разновидность ручных сканеров используется для чтения и ввода данных, закодированных в виде штрих-кода. Используются в розничной торговле.

Дигитайзер (диджитайзер, графический планшет)– это устройство для ввода графических данных, таких как чертежи, схемы, планы и т. п. Он состоит из планшета, соединенного с ним визира или специального карандаша (пера). Принцип действия графических планшетов – это фиксация перемещения карандаша относительно планшета. Перемещая карандаш по планшету, пользователь рисует изображение, которое выводится на экран.Дигитайзеры широко используют художники, иллюстраторы, поскольку позволяют им создавать экранные изображения привычными приемами, наработанными для традиционных инструментов (кисть, карандаш, перо). Качество графических планшетов характеризуется разрешающей способностью, которая измеряется в lpi (lines per inch – линиях на дюйм) и способностью реагировать на силу нажатия пера. В хороших планшетах разрешающая способность достигает 2048 lpi, а количество воспринимаемых градаций нажатий на перо составляет 1024.

Цифровые камеры(видеокамеры и фотоаппараты) формируют видеоизображения и фотоснимки сразу в компьютерном (цифровом) формате. Как и сканеры, они воспринимают графические данные с помощью ПЗС, объединенных в прямоугольную матрицу. Основным параметром является разрешающая способность, которая напрямую связана с количеством ячеек ПЗС.

Цифровые видеокамеры могут быть постоянно подключены к компьютеру и тем самым способны выполнять запись изображений на жесткий диск или их передачу по компьютерной сети. Для передачи «живого» видеоизображения по компьютерной сети используются недорогие Web-камеры с разрешающей способностью 640´480 точек.

Цифровые фотоаппараты позволяют получать высококачественные фотографии с разрешением до 2272×1704 точек. Для хранения изображений в цифровых фотоаппаратах используется флэш-память или маленький жесткий диск. При подключении фотокамеры к компьютеру можно осуществлять запись изображений на жесткий диск компьютера. Среди дополнительных возможностей цифровых фотокамер – встроенный жидкокристаллический экран для просмотра отснятых кадров и телевизионный выход.

Телевизионный тюнер (ТВ-тюнер) – специальная плата с телевизионным входом, которая может быть вставлена в компьютер. Если к этому входу подключить телевизионную антенну, то можно просматривать телевизионные передачи непосредственно на компьютере.

Микрофон – для ввода звуковой информации. Микрофон подключается к звуковой карте, которая обеспечивает 16-битное кодирование звука.

1.2.2 Трекбол

Трекбол
(англ. trackball
) — указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям. Трекбол функционально представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь. Шар находится сверху или сбоку, и пользователь может вращать его ладонью или пальцами, при этом, не перемещая корпус устройства. Несмотря на внешние различия, трекбол и мышь конструктивно похожи — при движении шар приводит во вращение пару валиков или, в более современном варианте, его сканируют оптические датчики перемещения (как в оптической мыши).

Рисунок 3 – Трекбол

1.2.3 Джойстик

Устройство ввода информации, которое представляет собой манипулятор, посредством которого можно задавать экранные координаты графического объекта; также может выполнять функции клавиатуры. Джойстик представляет собой ручку, наклоном которой, можно задавать направление в двумерной плоскости. На ручке, а также в платформе, на которой она крепится, обычно располагаются кнопки и переключатели различного назначения. Помимо координатных осей X и Y, возможно также изменение координаты Z, за счет вращения рукояти вокруг оси, наличия второй ручки, дополнительного колёсика и т. п.

Широкое применение джойстик получил в компьютерных играх, но также может использоваться в других целях. По аналогии с этим устройством, джойстиком шутливо называют ручку управления промышленными механизмами и транспортными средствами (самолётом и т. д.).

Рисунок 4 – Джойстик

1.2.4 Тачпад

Тачпад
(англ.touchpad
— сенсорная площадка), сенсорная пане́ль
— указательное устройство ввода, применяемое, чаще всего, в ноутбуках.

Как и другие указательные устройства, тачпад обычно используется для управления «указателем», перемещением пальца по поверхности устройства. Тачпады имеют различные размеры, но обычно их площадь не превосходит 50 см².

До тачпдов в ноутбуках использовались трекболы.
В 1988 году Джордж Герфид (George E. Gerpheide) изобрел сенсорную панель (тачпад). Фирма Apple лицензировала его проект и начала использовать его в своих ноутбуках PowerBook, начиная с 1994 года. С тех пор, тачпад стал наиболее распространенным устройством управления курсором для ноутбуков.

Работа тачпадов основана на измерении ёмкости пальца или измерении ёмкости между сенсорами. Ёмкостные сенсоры расположены вдоль вертикальной и горизонтальной осей тачпада, что позволяет определить положение пальца с нужной точностью.

Поскольку работа устройства основана на измерении ёмкости, тачпад не будет работать, если водить по нему каким-либо непроводящим предметом, например, основанием карандаша. В случае использования проводящих предметов тачпад будет работать только при достаточной площади соприкосновения. (Попробуйте касаться тачпада пальцем лишь чуть-чуть). Влажные пальцы затрудняют работу тачпада.

Тачпады являются устройствами с довольно низким разрешением. Этого достаточно для использования их в повседневной работе за компьютером (офисные приложения, веб-браузеры, логические игры), но затрудняет работу в графических программах и практически невозможной игру в 3D-шутерах.

Однако у тачпадов есть и ряд преимуществ, по сравнению с другими манипуляторами:

На практике подобными клавиатурами оснащают только специализированные рабочие места.

По методу подключения к системному блоку различают проводные и беспроводные клавиатуры.

Передача информации в беспроводных системах осуществляется инфракрасным лучом.

Обычный радиус действия таких клавиатур составляет несколько метров. Источником сигнала является клавиатура.

Мышь

Мышь - устройство управления манипуляторного типа.

Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора.

Тачпады ноутбуков Apple, Asus, а также практические любые от Synaptics (с помощью отдельной программы) могут имитировать нажатие правой кнопки и колесика без использования дополнительных кнопок:

  • прокрутка — нажатие двумя пальцами и перемещение
  • правая кнопка — короткое нажатие двумя пальцами
  • Увеличение/уменьшение — стягивание или растягивание двух пальцев на поверхности тачпада друг относительно друга
  • Переворот — изменение плоскости положения двух пальцев на тачпаде в требуемом направлении
  • Перелистывание — легкое касание в движении слева направо или наоборот тремя пальцами

Также имеются различные жесты, задействующие и четыре пальца.


Тачпад отключается на ноутбуке сочетанием клавиш Fn (рядом с кнопкой Ctrl)+F10 (или + одна из от F1 до F12).

Джойстик

Конструкция джойстика:


1


2


3


4


5


6

  1. Дигитайзер

Дигитайзер


Представляет из себя
графический планшет, который используется
для перевода в цифровой формат технических
чертежей и схем. В состав дигитайзера,
помимо самого планшета, входит специальный
указатель с датчиком, похожим на
увеличительное стекло с черным
перекрестьем в центре.


Графические планшеты применяются
как для создания изображений на компьютере
способом, максимально приближённым к
тому, как создаются изображения на
бумаге, так и для обычной работы с
интерфейсами, не требующими относительного
ввода (хотя ввод относительных перемещений
с помощью планшета и возможен, он зачастую
неудобен).


Кроме того, их удобно использовать
для переноса (отрисовки) уже готовых
изображений в компьютер.


Некоторые программы мгновенного
обмена сообщениями (например, MSN
Messenger
(теперь WINDOWS
Live
Messenger)
и Skype
2) позволяют пользователю, имеющему
графический планшет, интерактивно
демонстрировать рисуемое абоненту на
другом конце.


Некоторые такие приложения имеют
функцию совместного редактирования
изображений (англ. whiteboard)
с использованием, например, протоколов
Jabber.
Среди них — IM-клиент Coccinella (англ.),
IM клиент Tkabber
и графический редактор Inkscape.
Ведётся разработка поддержки whiteboard и
в клиенте Jabber Psi.

В большинстве случаев клавиатуры являются взаимозаменяемыми: клавиатуру от одного ПК можно подключить к другому. Исключение составляют клавиатуры для ПК семейства Macintosh (фирма: Apple), которые отвечают требованиям уникального стандарта фирмы-изготовителя.

Стандартная клавиатура IBM-совместимого компьютера содержит сегодня 101 или 102 клавиши, в том числе 12 функциональных. Клавиши для ввода цифр и управления курсором конструктивно разнесены. А клавиатура компьютеров выпускаемых с логотипом DesignedforWindows’95 имеет дополнительно еще 3 клавиши, назначение которых соответствует нажатию кнопки «Пуск» на панели задач в Windows’95 (2 кнопки) и вызов контекстного меню выделенного объекта на экране (аналогично нажатию правой кнопки на «Мышке»).

Имеется несколько особых комбинаций нажатий функциональных и управляющих клавиш, обрабатываемых уникальным образом.

Возможности клавиш типа стрелок управления перемещением курсора значительно усиливаются специальными устройствами - манипуляторами типа: «мышь»
(mouse) или «трекбол»
(trackball), двухкоординатная ручка

«джойстик»
(joystick), планшетные манипуляторы. Первый из них позволяет преобразовать механическое перемещение в эквивалентную последовательность многократных нажатий стрелок; во втором манипуляторе сигналообразующую роль играет отклонение рычага в любую желаемую сторону от вертикального положения; третий позволяет позиционировать курсор в соответствии с положением чувствительного элемента на специальном прямоугольном планшете.

Хотя никаких официальных стандартов на «мыши» до сих пор не разработано, на рынке существуют два стандарта, которым фирмы - изготовители «мышей» всячески стремятся следовать. Речь идет о «мышах» фирм Microsoft (двухкнопочная) и Logitech (трехкнопочная) - они относятся к наиболее популярным изделиям этого рода, к тому же поддерживаемых большинством прикладных программных систем.

Трекбол аналогичен «мыши» и по принципу действия и по функциям; различаются они, по существу, только конструктивно. Трекбол представляет собой перевернутую на спину «мышь», шар оказывается сверху, и пользователь должен вращать его ладонью или пальцами, а перемещать корпус устройства не надо.

Вывод информации с компьютера осуществляется, большей частью, на экран дисплея (монитора).
На современном этапе широко применяются графические дисплеи, позволяющие формировать на экране любые изображения. Физически экран графического дисплея осуществляется на монохромной или цветной электронно-лучевой трубке, подобно экрану телевизора. Применяются также (преимущественно в портативных персональных компьютерах) экраны, основанные на свойствах жидких кристаллов, подобно индикатору наручных электронных часов, а также «плазменные» экраны, составленные из очень большого количества миниатюрных световых индикаторов, подобных неоновой лампочке. Независимо от конструкции экрана и схемы управления им, «логически» поле экрана представляет растровую сетку из точек. Поэтому самой важной характеристикой дисплея является его разрешающая способность, т. е. количество точек (излучающих элементов) на поверхности экрана.

Вторым важным требованием является частота смены кадров дисплейной системы (монитор + видеоконтроллер), которая должна быть не менее 70Гц (70 кадров в секунду).

Еще один параметр, на который стоит обратить внимание в технической документации на монитор - это шаг точки изображения, который определяет расстояние между точками (точнее, триплетами - группами из трех точек - красной, зеленой и синей), формирующими каждую логическую точку изображения. Высококачественные модели мониторов имеют показатель 0.23-0.28 мм. Мониторы с показателем 0.31 мм и более нужно просто исключить из списка покупок.

Принтер
служит для вывода информации на бумагу с созданием документа. Физико-технические принципы, на которых основывается работа современных принтеров, довольно различны. Общим является отсутствие принципиальных ограничений на вид получаемого документа. Это может быть текст, таблица, график, рисунок. Как правило, на персональных компьютерах применяются принтеры следующих типов: матричные, струйные и лазерные. Все эти принтеры можно разделить на последовательные, строчные и страничные. Принадлежность принтера к той или иной из перечисленных групп зависит от того, формирует он на бумаге символ за символом или сразу всю строку, а то и целую страницу.

Сканер
предназначен для ввода в компьютер графических изображений, таких как черно-белые или цветные фотографии. С помощью сканера можно ввести в компьютер графическое изображение страницы книги с текстом. Компьютер сможет «прочитать» это изображение и преобразовать его в обычный текст. Этот текст впоследствии можно будет отредактировать или отформатировать. Однако чаще всего сканер используется для ввода фотографий.

С помощью плоттера
компьютер может вычертить чертеж детали, географическую карту или другое подобное изображение. Плоттер рисует специальными цветными фломастерами. Качество обычно хуже, чем достижимое на лазерном принтере, однако есть плоттеры, способные работать с бумагой очень большого размера, например, формата А0 (33,11" x 46,81" или 841 мм х 1189 мм). Лазерные принтеры обычно используют формат бумаги А4 (8,27" x 11,69" или 210 мм х 297 мм), и только некоторые из них - А3 (11.69" x 16,54" или 297 мм х 420 мм).

Такое устройство, как дигитайзер,
нужно далеко не всем. Это устройство состоит из планшета и специальной коробочки с кнопками. Дигитайзер предназначен для полуавтоматического ввода в компьютер чертежей, схем, географических карт. Чертеж или рисунок кладется на планшет, сверху располагается коробочка, соединенная с планшетом. Через специальную линзу с перекрещивающимися линиями вы видите поверхность чертежа или рисунка, на которой лежит коробочка. Перемещая перекрестие линий от одной точки чертежа к другой и нажимая кнопки на коробочке, вы можете ввести в компьютер карандашный эскиз детали или географическую карту.

Модем
- устройство, позволяющее компьютеру выходить на связь с другим компьютером посредством телефонных линий. По своему внешнему виду и месту установки модемы подразделяются на внутренние (internal) и внешние (external). Внутренние модемы представляют собой электронную плату, устанавливаемую непосредственно в компьютер, а внешние - автономное устройство, подсоединяемое к одному из портов. Внешний модем стоит дороже внутреннего того же типа из-за внешней привлекательности и более легкой установки. Основной параметр в работе модема - скорость передачи данных. Она измеряется в bps (бит в секунду). Сегодня достаточно хорошим модемом считается модем со скоростью 33600 bps (около 230Kb в минуту). Также важными показателями в современных модемах является наличие режима коррекции ошибок и режима сжатия данных. Первый режим обеспечивает дополнительные сигналы, посредством которых модемы осуществляют проверку данных на двух концах линии и отбрасывают немаркированную информацию, а второй сжимает информацию для более быстрой и четкой ее передачи, а затем восстанавливает ее на получающем модеме. Оба эти режима заметно увеличивают скорость и чистоту передачи информации, особенно в российских телефонных линиях. Также существуют мировые стандарты скорости модема, сжатия данных и коррекции ошибок. Сейчас на мировом рынке модемов фактически правят 2 фирмы: ZyXEL и US Robotics. Они производят самые скоростные и самые качественные модемы. Очень дорогие суперсовременные модемы ZyXEL имеют возможность воспроизведения голоса, записанного в цифровом режиме и сжатия речевых сигналов, что позволяет использовать их в качестве автоответчиков. Также некоторые модели ZyXEL и US Robotics Courier снабжены переключателем речь/данные, встроенным тестированием, определителем номера и другими полезными функциями. Последние годы спрос на модемы стал достаточно высок, т.к. они необходимы практически каждому работающему на компьютере человеку. Модемы позволяют достаточно быстро передавать с одного компьютера на другой пакеты документов и связываться по электронной почте, а также обеспечивают доступ в глобальные мировые сети.

К компьютеру можно подключить и другие устройства, например, устройство для чтения штрихового кода, используемого для маркировки товара в магазинах.

Подводя итог сказанному, отметим иерархичность памяти компьютера. Непосредственно в центральном процессоре расположена очень быстродействующая память небольшого размера (десятки байт). На материнской плате есть несколько более медленная память ОЗУ и ПЗУ емкостью порядка нескольких мегабайт (емкость ПЗУ обычно составляет сотни килобайт). И, наконец, к компьютеру подключаются относительно медленные устройства внешней памяти, способные хранить тысячи мегабайт данных. В приведенной ниже таблице отражены приблизительные характеристики основных типов запоминающих устройств, используемых в персональных компьютерах.

Иерархическое построение памяти компьютера позволяет снизить стоимость подсистемы памяти компьютера, так как те данные, которые нужны чаще, хранятся в быстродействующей (и более дорогостоящей) памяти, в то время как большой объем редко используемых данных можно хранить в относительно дешевой внешней памяти.

4 Описание действий

I Проводим заданную фильтрацию и группировку данных:

1) Для варианта 19 на основе имеющейся информации о проданных товарах в сети магазинов на 2009 и 2010 года нужно выбрать группу товаров с фирмой-изготовителем «NATTY BALL». Для этого выполним фильтрацию данных при помощи Автофильтра. На основном листе с исходными данными выполним команду Данные – Фильтр. При этом ТП автоматически определит поля данных. После чего при помощи маркера фильтра выбираем Текстовый фильтр по содержанию «NATTY BALL» по полю фирма-изготовитель. В итоге получим перечень товаров с фирмой-изготовителем «NATTY BALL». Присвоим листу имя - «Таблица 1» .

2) Для группы «К» и варианта 19 следует разделить данные по группам «Материал» на новые таблицы. Для этого воспользуемся Автофильтром аналогично 1) добавляя новые условия по содержанию для поля «Материал», копируя каждый раз лист «Таблица 1», присваивая новому имя «Таблица 2», «Таблица 3» и так далее по всем группам поля «Материал». В итоге получим 6 таблиц с именами «Таблица 2», …, «Таблица 6» , содержащие группы товаров из разного материала.

II Проведем расчет определенных показателей:

1) Необходимо выполнить расчет годового товарооборота за 2009 и

Джойстик

Джойстик (англ. Joystick = Joy + Stick) - устройство управления в компьютерных играх. Представляет собой рычаг на подставке, который можно отклонять в двух плоскостях. На рычаге могут быть разного рода гашетки и переключатели. Также словом "джойстик" в обиходе называют рычажок управления, например, в мобильном телефоне.

Дополнительные органы управления

Тумблер автоматического огня - делает, чтобы основная кнопка стрельбы (как правило, находящаяся под указательным пальцем) была постоянно "нажата". Применяется в основном в скролл-леталках.

Миниджойстик (hat switch, в просторечии "хатка") - позволяет компактно разместить 4-8 редко используемых кнопок; также удобен для управления меню или переключения видов (вперед, назад, вбок). Ползунок, колесо или отдельный рычаг газа - управляет работой двигателей.

Педали или поворотная ручка - для управления рулем направления. Педали удобнее; ручка, поворачивающаяся вокруг своей оси - дешевый заменитель педалей. В некоторых дорогих джойстиках (часть моделей Saitek ) игрок, докупив педали, может зафиксировать поворотную ручку.

Дополнительные колеса/ползунки, встречающиеся в дорогих джойстиках и предназначенные для управления различными дополнительными параметрами авиасимуляторов (например, шаг винта)

Наверх