Тест опросник родительского отношения оро онлайн

Опросник детско-родительских отношений. А.Я. Варга, В.В. Столин

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утвер­ждением, то напротив него напишите «верно» («+»), если же не согласны, то напишите «не верно» («-»).           

Текст опросника

      1.Я всегда сочувствую своему ребенку.

      2.Я считаю своим долгом знать все, о чём думает мой ребенок.

      3.отклоняется от нормы.  Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно

      4.жизненных проблем, если они его травмируют.  Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных

3.
«Симбиоз». Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли
взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между
ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность
ребенка и взрослого человека.

». Данная шкала
характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они
демократичны или авторитарны в отношениях с ним.гиперсоциализация4.
«Авторитарная

». Эта шкала показывает, как взрослые
относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и
неудачам.Инфантилизация5. «

По
каждой из 5 шкал можно набрать высокие, средние, низкие баллы. Высокие баллы
свидетельствуют о значительной развитости указанных выше аспектов родительских
отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты [4].

, присутствует
шкала «Кооперация», выражающая стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком,
однако она не участвует в выделении типов структур родительского отношения.Столиным, разработанном
А.Я. Варгой, В.В. опроснике выше, так и большинство других классификаций типов
родительского отношения, в полной мере отвечая запросам психологической службы,
ориентированы, в основном, на патогенные варианты, оставляя без внимания
«благоприятные». В описаннаяКак

С
этой точки зрения более полной является типология детско-родительских отношений
А.В. Петровского [6], [5], который выделяет четыре тактики воспитания в семье и
отвечающие им четыре типа детско-родительских отношений, являющиеся и
предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и
сотрудничество.

«Диктат» в семье проявляется в систематическом
подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и
чувства собственного достоинства у других его членов. 

Родители могут и должны предъявлять требования
к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций.
Однако воздействие в форме приказа и насилия сталкивается с сопротивлением
ребенка. В этом случае дети могут реагировать вспышками грубости, обманом,
лицемерием. Если сопротивление ребенка оказывается сломленным, то «вместе с ним
оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность,
чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои
возможности» [6, 105].  


удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот,
усилий и трудностей, принимая их на себя.трудом«Опека» в семье - это система отношений, при
которой родители, обеспечивая своим  

по сути, совпадают по своему результату: у детей
отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от
решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи.различаясь«Диктат» и «опека» родителей,  

общие аспекты воспитания (здоровье,
нравственность и т.п.), и предоставляют ему самостоятельность и ответственность
в решении повседневных задач, тем самым они способствуют становлению его зрелой
личности.  взрослой жизни, неспособными к личной и коллективной
ответственности. В случае если родители сводят опеку до разумного минимума еще
с раннего детства их ребенка, контролируя толькоко, оказываются неприспособленными сверхопеки прежде всего ограждают от усилий и
ответственности» - пишет А.В. Петровский [6, 106]. Дети, воспитанные в
условиях опекаемогоНегативные
последствия «опеки» как тактики семейного воспитания заключаются в том, что на
первый план выходит вопрос об удовлетворении потребностей ребенка и ограждении
его от трудностей, а не об активном формировании его личности. «Опека как
воспитательная тактика - откровенный враг трудового воспитания, потому что

  «Обособленность миров детей и взрослых нередко буквально декларируется:
пусть ребенок растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным» -
отмечает А. В. Петровский [6, 107]. При этом родители уклоняются от выполнения
воспитательных функций, а ребенок не чувствует себя частью семьи, не разделяет
радости и трудности родных и близких [7]. В случае необходимости ребенок
оказывается неспособным включиться в общесемейные проблемы.  
«Невмешательство» - это система межличностных
отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности
независимого сосуществования взрослых и детей. 

межличностных
отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и
высокими нравственными ценностями.опосредствованностъ«Сотрудничество» как тип взаимоотношений в
семье предполагает  

Семья, в которой преобладающим типом
взаимоотношений является сотрудничество, становится группой высокого уровня
развития - коллективом. Такой тип взаимоотношений является оптимальным для
осуществления целей нравственно оправданного воспитания в противоположность
«диктату», «опеке» и «невмешательству». 

Для такой семьи характерны справедливость при
распределении повседневных обязанностей между родителями и детьми, адекватное
возложение ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной
деятельности членов семьи. Наиболее важной характеристикой семьи с
сотрудничающим типом взаимоотношений является сплоченность как проявление
ценностно-ориентационного единства.  

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой
ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка
значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка от реальных жизненных
проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей
жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за ка­ждый ответ «нет» — 0 баллов.

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Ключ.

  • Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
  • Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  • Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

1

0

18

94,30

2

0

19

95,50

3

0

20

97,46

4

0

21

98,10

5

0

22

98,73

6

0,63

4 шкала

"сырой балл"01234 56
Процентильный ранг4,4113,86 32,1353,8769,3083,7995,76

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

1.                  Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. — Красноярск, 2004.

2.                  Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М., 2003.

2

3

4

5

6

7

Процен-тильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,19

3,04

96,83

99,37

100

Литература: Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000.   Т. 2. С. 144 - 152.

Вернуться назад