» » Шкала спилбергера ханина

Шкала спилбергера ханина

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является, как и предыдущая, развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Ю.Л.Ханин приводит в этой связи мысль А.А.Ухтомского: «...Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать». («Физиология двигательного аппарата». Вып. 1, Л., 1927.) С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».

(м). Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: обычнои подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии момент По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) – обозначаемые одинаково: «СТ», – возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ. Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный CT и ЛТ Результаты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов – низкая; 31-45 – средняя; 46... – высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Текст методики ШРЛТ

Инструкция:укажите наиболее подходящую для Вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй так; «3» – верно; «4» – совершенно верно:, в данный МОМЕНТВ зависимости от самочувствия

       1.

Вы спокойны

4   3   2   1

       2.

Вам ничто не угрожает

4   3   2   1

       3.

Вы находитесь в напряжении

4   3   2   1

       4.

Вы испытываете сожаление

4   3   2   1

       5.

Вы чувствуете себя свободно

4   3   2   1

       6.

Вы расстроены

4   3   2   1

       7.

Вас волнуют возможные неудачи

4   3   2   1

       8.

Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком

4   3   2   1

       9.

Вы встревожены

4   3   2   1

  10.

                             Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения

4   3   2   1

  11.

Вы уверены в себе

4   3   2   1

  12.

Вы нервничаете

4   3   2   1

  13.

Вы не находите себе места

4   3   2   1

  14.

Вы взвинчены

4   3   2   1

  15.

Вы не чувствуете скованности и напряжения

4   3   2   1

  16.

Вы довольны

4   3   2   1

  17.

Вы озабочены

4   3   2   1

  18.

Вы слишком возбуждены и Вам не по себе

4   3   2   1

  19.

Вам радостно

4   3   2   1

  20.

Вам приятно

4   3   2   1

       1.

Вы спокойны

4   3   2   1

       2.

Вам ничто не угрожает

4   3   2   1

       3.

Ситуативная и личностная тревожность связаны с видами темперамента (по Я. Стреляу).  Так высокий уровень вовлеченности в деятельность (т.е. высокий уровень СТ) характерен для меланхоликов, средний – для флегматика низкий – для холерика и в последнюю очередь, для сангвиника.
Другую картину можно наблюдать при сравнении с видами темперамента (по Я. Стреляу) с личностной тревожностью (ЛТ). Высокий уровень личностной тревожности, говорящий о высокой личностной активности наблюдается у сангвиников и меланхоликов, низкая – для личности флегматика и холерика.

Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина):

Тест на тревожность, часть I.

Инструкция. 

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните  соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ  ЧУВСТВУЕТЕ  в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Отвечайте первое, что пришло в голову.

Шкала самооценки (СТ) - Тестовый материал (вопросы)

ЛТ = ∑1 – ∑2 + 35,

где ∑1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Оценка результатов тестирования

Опросник «Б»
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже
предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Помните, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра!

Утверждения

Почти никогда

Иногда 

Часто

Почти всегда

1. Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

2. Я обычно устаю

1

2

3

4

3. Я легко могу заплакать

1

2

3

4

4. Я хотел бы быть таким счастливым, как и другие

1

2

3

4

5. Нередко я проигрываю из-за того,
что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

6. Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

7.Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8. Ожидаемые трудности обычно
очень тревожат меня

1

2

3

4

9. Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10. Я вполне счастлив

1

2

3

4

11. Я принимаю все слишком близко к
сердцу

1

2

3

4

12. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13. Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

14. Я стараюсь избегать критических
ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15. У меня бывает хандра

1

2

3

4

16.Я доволен

1

2

3

4

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

4

18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

1

2

3

4

19. Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Утверждения

Почти никогда

Иногда 

Часто

Почти всегда

1. Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

2. Я обычно устаю

1

2

3

4

3. Я легко могу заплакать

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Шкала самооценки

Фамилия_________ Дата_________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЬІ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЬІЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».Почти никогдаИногдаЧастоПочти всегда
21.

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22.Я очень быстро устаю

1

2

3

4

23.Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24.Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25.Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно бистро принимаю решения

1

2

3

4

26.Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27.Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28.Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29.

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30.Я вполне счастлив

1

2

3

4

31.Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

32.Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33.Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34.Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35.У меня бывает хандра

1

2

3

4

36.Я доволен

1

2

3

4

37.Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38.Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

1

2

3

4

39.Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40.Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

28

Ожидаемые трудности обычно тревожат меня

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из–за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

Продолжение

1

2

3

При анализе результатов самооценки тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 – 44 балла – умеренная;
  • 45 и более – высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Наверх