» » Тест опросник выявление родительского отношения к детям

Тест опросник выявление родительского отношения к детям

Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

 Структура опросника
Опросник состоит из 5 шкал:

1. «Принятие-отверженце». Шкала отражает интегральное эмо­циональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шка­лы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспри­нимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» — социально желательный образ родительско­го отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: роди­тель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает ин­теллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чув­ство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребен­ку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — роди­тель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетво­рить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ре­бенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предостав­ляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и на­правление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безого­ворочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ре­бенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель при­стально следит за социальными достижениями ребенка, его инди­видуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стрем­ления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и соци­альную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребе­нок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старает­ся оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центр психологической по­мощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам; симпатия, антипатия, уважение, неуважение, близость, отдаленность, инфантилизация, инвалидизация, социальная инвалидизация, кооперация, домини­рование, потакание, автономия. В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения эк­спертов о шкальной принадлежности совпадали. Таким образом, было получено стандартизованное интервью из 62 пунктов, на ко­торое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты фак­торизации с «Варимакс» вращением.

В результате факторизации данных общей выборки испытуе­мых было получено 4 значимых фактора: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В эк­спериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: — 3 в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построе­на структура настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспе­риментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выбор­ки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый оп­росник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кро­ме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результа­те факторизации выявилась группа субъективно благополучных ро­дителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения экспертов о шкаль-ной принадлежности совпадали. Таким образом, было получено стандартизованное интервью из 62 пунктов, на которое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты факторизации с «Варимакс» вращением.
В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие—отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Процедура проведения

Инструкция

«Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов».

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстника ми, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

3 шкала

"сырой балл"01234 567
Процентильный ранг4,7219,53 39,0657,9674,9786,6392,93 96,65

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.


4. Что я могу
сделать, чтобы не ссориться с ребенком?


5. Что и как
я обычно говорю ребенку во время ссоры
и что нужно сказать, чтобы разрешить
конфликт?


6. Важно ли
для меня не ссориться с ребенком?


7. Что такое
взаимопонимание?


Большинство
родителей отметили, что довольно часто
ссорятся со своими детьми по различным
причинам. Некоторые признались, что
тоже не всегда бывают правы. Все вместе
мы пришли к выводу, что главное не
оскорблять ребенка, а говорить от своего
имени, например, мне неприятно, что ты
так поступил, мне обидно и т.д.


Затем родителям
было предложено задание, работая
индивидуально, завершить предложение
«Безусловная любовь к ребенку – это
…».


Далее мы
организовали групповую дискуссию по
следующим вопросам.


Доверие
и уважение. Признание
права ребенка на собственные
чувства, право выбора
друзей, мнений, занятий;проявлять
независимость; право на личную жизнь;
верить детям; уважать
чувства другого родителя.


Забота о
себе. Оставляйте для себя личное
время; заботьтесь о своем здоровье;
поддерживайте отношения с друзьями;
принимайте любовь.


Проявляйте
внешне любовь к ребенку, выражайте свою
любовь к ребенку вербально, тактильно;
проявляйте любовь, когда ребенок
переживает физическую боль.


Поощрение
и поддержка. Поощряйте
детей заниматься тем, что им интересно;
будьте позитивны;позволяйте детям не
соглашаться с вами;
признавайте их успехи;
обучайте их новым
навыкам; позволяйте
им допускать собственные ошибки.


Дайте
время, участвуйте в
жизни ребенка, мероприятиях, в которых
он участвует, в школьной
жизни, праздниках;вовлекайте
своих детей в Ваши мероприятия и дела;поделитесь с ребенком своими
представлениями о жизненных ценностях
и ориентирах.

Процен-тильный ранг

4.72

19,53

39,06

57,96

74.97

86,63

92,93

96,65

4 шкала

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

Процен-тильный ранг

4.41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,76

"Сырой балл"

0

1

2

3


Принятие — отвержение ребенка:

3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.


Кооперация:

21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.


Симбиоз:

1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.


Контроль:

2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.


Отношение к неудачам ребенка:

9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.


За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетель­ствуют о значительной развитости указанных выше видов роди­тельских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравни­тельно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и ин­терпретация полученных данных производятся следующим об­разом.


Высокие баллы по шкале «принятие — отвержение» —

от 24 до 33

— говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном

случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.


Низкие баллы по этой же шкале

— от 0 до 8 —

говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и не­редко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имею­щий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педа­гогом.


Высокие баллы по шкале «кооперация» —

7-8 баллов

— яв­ляются признаком того, что взрослый проявляет искренний ин­терес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способ­ности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ре­бенка, старается быть с ним на равных.

«сырой балл» 0          1 
процентный ранг 14,55    45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,83 99,37 

«сыройбалл»

процентныйранг

Наверх