» » Тест опросник родительского отношения варга столин

Тест опросник родительского отношения варга столин

Опросник родительских отношений Варги—Сталина (ОРО)

Опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения (отношения родителей и детей) у взрослых, обращающихся в психологическую консультацию за помощью по вопросам воспитания детей и трудностей в общении с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник разработан А.Я.Варгой под руководством В.В. Столина и впервые опубликован в 1988 г. [Варга А.Я., Столин В.В., 1988].

      5.Я испытываю к ребенку чувство симпатии. 

      6.Я уважаю своего ребенка. 

      7.жизни.  Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей 

      8.Мой ребенок часто мне неприятен.

      9.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

  10.Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

  11.По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

  12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоня­ется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизнен­ных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку при­носит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за ка­ждый ответ «нет» — 0 баллов.

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Ключ.

  • Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
  • Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  • Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Интерпретация.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- отвержение,
- кооперация,
- симбиоз,
- контроль,
- инфантилизация (инвалидизация).

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положитель­ное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка та­ким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый ис­пытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрос­лый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отноше­нию к ребенку противоположную позицию и не может претен­довать на роль хорошего педагога;

4 шкала

"сырой балл"01234 56
Процентильный ранг4,4113,86 32,1353,8769,3083,7995,76

• не всегда;

немає.

30. Каким образом он отстаивает свои интересы?

• находит аргументы;

• упрашивает;

• вежливо требует;

• агрессивно требует;

• плачет.

31. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

• прямого влияния не оказывают;

• благополучие семейных отношений – это эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;

• сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому ________________________________________

_______________________________________________________

Предлагаемая анкета частично может быть использована и для опроса воспитателей, работающих с детьми.

3.5.2. Анкета № 2

1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад?

• радостно;

• иногда не хочет;

• часто отказывается;

• капризничает;

• другое.

2. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

• трудности в отношениях с педагогом;

• со сверстниками;

• привязанность к матери;

• позднее засыпание вечером;

• другие причины.

3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?

Благополучно (с кем именно):

• с воспитателями;

• с помощником воспитателя;

• с музыкальным руководителем;

• инструктором по физкультуре;

• с педагогами дополнительного образования;

•с другими специалистами.

Неблагополучно (причины ):

• иногда бывают конфликты;

• обижается на взрослых за то, что наказывают;

• не разрешают брать игрушки;

• другое.

4. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается? __________________________________________________

5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?

• да;

• иногда;

• нет.

6. Жалуется ли на сверстников?

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

3.                  Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

Основные термины: педагогической практики, педагогической практике, образовательном учреждении, физической культуры, организации педагогической практики, прохождения педагогической практики, физической культуре, период педагогической практики, безопасности жизнедеятельности, области физической культуры, педагогической практики студентов, педагогической деятельности, педагогической практики студентов-практикантов, целью педагогической практики, процессе педагогической практики.

Наверх